Неделя после Пасхи — Светлая седмица

Неделя после Пасхи — Светлая седмица

Согласно современных христианским канонам, Пасха длится пятьдесят дней или семь недель. Именно столько времени понадобилось, что весть о чудесном воскрешении достигла ушей и душ каждого верующего в Иерусалиме. После этого апостолы стали открыто проповедовать Евангелие. В этот момент родилась религия, которую мы знаем теперь. Но вернемся на полтора месяца назад. Светлая седмица в течение нескольких столетий именовалась Пасхой Воскресенья. Что же особенного происходит в этот период?

Пасхальная седмица — история

Изначально Пасхой именовался не один день, а четырнадцать: неделя до – Страстная, и после – Светлая. Но эти названия появились только после Вселенского собора в 325 году н.э.

Характерной чертой праздника является пение. Если во время Великого поста особое место отводилось чтению, то здесь все наоборот. Даже время, отведенное под изучение текстов псалмов, сопровождается а капельным их исполнением.

Верующие перестают ограничивать себя в пище по средам и пятницам. Земные поклоны и покаянные молитвы тоже временно прекращаются. Зато каждый день совершают крестный ход. Такие послабления нужны, чтобы человек отдохнул от напряжения поста. Кроме того, радость от воскрешения Спасителя отодвигает на задний план чувство покаяния.

Народные обряды Седмицы

Основная роль в праздновании Светлой седмицы отдавалась поминанию усопших. Это не согласовывалось с церковной доктриной всеобщей радости от Воскрешения Господнего. Но наши предки были уверенны, что в это неделю духи умерших родственников возвращаются в мир живых, чтобы разделить с ними стол и кров.

Поминальными считались первый и четвертый день недели.  Согласно традиции, полагалось посещать кладбища, оставлять на надгробиях подарки и приглашать усопших в гости. Поэтому двери оставались открытыми, а на окнах, как флаги, висели полотенца.

Хозяйки не шили, чтобы не ослепить духов, не стирали одежды. Запрещалось плакать и причитать – это могло расстроить покойных родственников, помешать мирно существовать на том свете. Другая часть обрядов относилась к возрождению жизни, семье и продолжению рода. В эту неделю начинались гулянья и смотрины невест.

В каждой области были свои традиции. Например, в Архангельской губернии девушки в нарядных платьях играли на площади в бачу. Развлечение заключалось в том, чтобы сбить с шеста деревянную фигурку. В Орловской губернии незамужние женщины собирались отдельно от мужчин, готовили еду и приятно проводили время. В Рязани проходил своеобразный «конкурс красоты», после которого среди прекрасного пола устраивались скачки.

Поливальный или Светлый понедельник

Согласно христианской традиции, в этот день принято ходить в гости. Но делают это только мужчины. Женская часть семьи остается дома. В качестве подарка, визитеры приносят куличи, освященные яйца, яблоки.

В восточной Европе дети в ночь на понедельник исполняли под окнами соседей особые, «волочебные» песни. За свои таланты они получали подарки от хозяев дома. Молодые парни и девушки ходили к реке, где обливали друг друга, желая здоровья. Чтобы избежать «купания», нужно было откупиться писанками. На Буковине поступали более «жестоко». Холостяки приходи во двор к потенциальной невесте, просили ее выйти, а затем по очереди выливали ей на шею родниковую воду. После чего «мучителей» приглашали к столу.

В польских деревнях молодые люди пробирались к девушкам в комнаты и обливали их прямо в постели, а также шуточно стегали розгами. Это был знак симпатии, поэтому никто не обижался на источенные вещи. Другое название праздника Дынгус-Шмигус, который отражает основную традицию.

Праздник «Купалища» по вторникам после Пасхи

На второй день недели приходила очередь прекрасной половины посещать друзей. Но сейчас эти условности соблюдают редко. Обычно, в гости приходят всей семьей.

Как понятно из названия, понедельником обливания не ограничивались. Но в этот раз порция холодной воды доставалась тем, кто проспал утреннюю службу. Данный обычай упоминается в Густинской летописи, как дань Матери-Сырой земле, культ которой существовал задолго до христианства.

Пока юные жители деревни развлекались, взрослые искали цветы ряски, а обнаружив, принимались топтать, надеясь прожить еще год. Посреди села устанавливалась большие качели. Катаясь, люди просили хорошего урожая. Согласно другому поверью, с каждым дуновением ветра из человека уходили дурные мысли и чувства.

Среда-хороводница — великое повечерие

Празднование набирает силу. Церковь к середине Светлой седмицы разрешает употреблять вино и скоромную пищу. Но крепкий алкоголь все равно не приветствуется. К вечеру начинаются народные гулянья – хороводы.

В Беларуси ходит название «градовая среда» и «ледовый день». Люди ставили свечки в церкви от повреждения посевов. В некоторых местах праздничные хороводы, начавшиеся сегодня, продолжались каждый вечер,  вплоть до Троицы.

Болгары в светлую среду совершали обряд Мара Лишанка. Из подручных материалов создавалась кукла. Ее наряжали в платье невесты и украшали. Девушки собирались, по очереди передавали друг другу оберег и пели приворотные куплеты. Затем все расходились. По другим источникам, кукла вызывает дождь. Для большего эффекта ее нужно искупать в реке или и вовсе, пустить ее в плаванье.

Невский четверг или Пасха мертвых

Среди язычников была сильна вера в возвращение душ. Она претерпела преобразований с приходом христианства, но сохранила свою  силу. Поэтому в ночь со среды никто не ходил в церковь. Считалось, что там идет богослужение для мертвых и живые подвергаются опасности в такой час.

У русских есть обычай рисовать на могиле крупой крест и катать по нему красные яйца, славя Воскресенье Христово. Украинцы пронесли через года поверье о рахманах, живущих под землей. Они не видят солнца, поэтому не могут определить, когда наступит Пасха. Чтобы сообщить им о радостном событии, люди кидают в реку цветную скорлупу.

В Воронежской губернии до сих пор жив обычай «водить кобылу». На шест надевают голову лошади из папье-маше, к другому концу привязывают хвост, накрывают импровизированной «попоной». Мужчина в костюме цыгана ходил с ряженой палкой по селу, предлагая прокатиться всем желающим. Современные православные славяне празднуют день поминовения мертвых в последний день МасленицыПрощеное Воскресенье или на Красную горку.

Прощеная пятница и светлые выходные

Традицией этого дня были распитие домашнего пива. Теща и тесть приглашали к себе зятя, чтобы вместе попробовать получившийся напиток. Перед этим над емкостью читали молитвы, прося бога о милости.

В Тульской области родители жены зовут в гости всех родственников со стороны мужа своей дочери. А в Вологодской и Костромской губернии пиво варили всей общиной, распределяя расходы. И пробовали его тоже вместе. Белорусы называют эту пятницу красной, так как девушки с раннего утра умывались родниковой водой, чтобы сохранить молодость и красоту. В Боснии существует похожий обычай.

Во Владимирове была традиция «ублажать гордых». Родители супруга навещали молодых и, если невестка им нравилась, старались всячески угодить ей. А в Ярославской области новобрачные приезжали к родственникам новоиспеченной жены. Парни и девушки в Черниговской области проводили ритуал «провожания» русалок.

На Красную горку молодежь активно присматривала себе пару. Сидеть дома считалось отрицательной приметой, поэтому гуляли все с большим размахом.

Особенный хлеб Артос

Его готовят из теста на закваске, сверху украшая изображением креста или момента воскрешения. Сдобу освящают в понедельник, после чего она всю неделю стоит на столике перед иконой Спасителя. Во время службы хлеб перемещают вправо от Царских врат, а также выносят во время крестного хода.

Зачем нужны такие сложности? Согласно преданию, после Воскресения Господнего, ученики собрались на трапезу, оставив часть хлеба для Него, как привыкли делать всегда. В монастырях эта традиция жива до сих пор. С началом Светлой недели Артос приносят в трапезную и размещают на свободном месте за столом. Это символ незримого присутствия Христа.

Раздается хлеб в субботу. Утром, сразу после богослужения. Но едят его только в крайних случаях, например, чтобы избавиться от недугов.

Окликанье молодых или Вьюнишник

В ряду многочисленных весенних языческих обрядов выделяется праздник чествования супружеских пар. Те, кто вступил в брак на протяжении последнего года, принимали поздравления. Это действо завершало длительный период послесвадебных гуляний.

В субботу, перед восходом солнца, молодые, ярко одетые, люди собирались группами по 5-10 человек. Они пели и танцевали под окнами новобрачных, не пропуская ни одной четы. Текст, который исполняли «окликальщики» описывали местные традиции, а также быт супругов. В каждом куплете давались советы, как можно угодить золовкам, свекрухе и теще.

Певчие обязательно получали угощение за старания. Это были пироги, пряники, куличи, яйца, водка или брага. Некоторые добавляли к угощению звонкую монету. В некоторых областях существовало разделение по возрасту:

  • Утром ходили дети до 12 лет.
  • После обеда – взрослые. Сначала женщины, позже – мужчины.

«Улица»

Самым популярным развлечением среди холостых парней и девушек в южных регионах России были гулянья под открытым небом. Местом сбора могла быть любая открытая поляна: на площади, у реки, рядом с лесом.

Вечеринки начинались с середины Святой седмицы, а заканчивались с приближением холодов – 1 сентября. До сезона полевых работ молодежь устраивала подобные пикники каждый день. Но после выхода в поле – только по воскресеньям и праздникам. Гулянья сопровождались песнями, танцами, флиртом. Часто складывались пары, которые осенью венчались.

Приметы на пасхальную неделю

Народ не упускал случая предсказать сове будущее. Наиболее часто это удавалось сделать в отношении погоды:

  • Праздничная неделя была теплой, значит, летом ожидается жара и хороший урожай.
  • На небе сгущаются облака, и вот-вот пойдет дождь? Следующий сезон окажется сухим, но холодным.
  • Гроза в светлую седмицу, указывает на позднюю осень.
  • Снег растаял, но дожди продолжают идти – почва будет обильно плодоносить.

Но приметы касались не только сельского хозяйства. Для юных девушек тоже имеются предсказания:

  • Голос кукушки предрекал скорое сватовство, а для замужних матрон – появление ребенка.
  • Жжение в губах – к поцелую, а брови чешутся перед романтическим свиданием.
  • Случайный удар локтем признак того, что кавалер мечтает о вас.
  • Если в супе попалась мухе – не расстраивайтесь, вскоре услышите приглашение о встрече.

Верующие искренне радовали длительному празднику. Светлая седмица пробуждала в людях добрые мысли и поступки. Все надевали новую, красивую одежду, обменивались поздравлениями, а по улицам разносился колокольный звон.