Морские суеверия, традиции и обряды

Морские суеверия, традиции и обряды

Кажется, что приметы, связанные с флотом появились одновременно с самым первым кораблем. Пытаясь покорить стихию, люди старались заручиться поддержкой высших сил. Поэтому морские суеверия в большинстве описывает, как приманить попутный ветер или защитить себя от воздействия подводной нечисти.

Возможность управлять погодой

До изобретения парового двигателя, успех морского путешествия зависел от ветра и силы течения. Каждый капитан мечтал уметь управлять этим атмосферным явлением. В морских суевериях, одним из способов получить желаемое, было научиться свистеть.

Истоки приметы кроются в мифах Древней Греции. Сын Посейдона вызывал шторм, дуя в раковину. На другом конце земли, китайцы тоже применяли аналогичную технологию. Но они считали, что них живут духи, управляющие стихиями.

Моряки использовали более надежные стальные свистки. Они не простые, а заговоренные. Их хранили в шкатулке, рядом с молитвенником. Принцип работы простой – нужно дуть, повернувшись в ту сторону, откуда должен подуть ветер. Чем дольше и интенсивней проводится ритуал, тем сильнее будет бриз.

Примета о семи футов под килем

Перед путешествием, команде желают «Семь футов под килем». Происхождение этой поговорки тоже связано с ветром.

Раньше судам было сложно что-то противопоставить сильному встречному потоку воздуха. А из-за того, что груз был слишком тяжел, корабль застревал на мелководье. Чтобы этого не случалось, толщина воды под судном должна быть не менее 2 м 10см, то есть – семи футов.

Как укрощали ветер

Древние греки перед путешествием по морю брились на лысо. Таким образом они платили дань Борею, богу северных ветров. Финны поступали менее радикально. По их преданиям, достаточно было взять с собой на корабль амулет — веревку с тремя хитрыми узлами.

Развязывая их по очереди, можно было менять погоду. Самым простым и наиболее распространенным обрядом являлся подарок морским богам. Перед отплытием, команда бросала за борт небольшие предметы, чтобы задобрить капризную стихию.

В Индонезии персонифицировали  шквальный ветер, изображая его в виде злой женщины. Чтобы ее усмирить, они раздевались на палубе догола. Считалось, что дама засмущается и отвернется.

Внезапно налетевший шторм отправил на дно не одну сотню кораблей. Чтобы защититься от напасти, китайские моряки делали суденышка из бумаги и пускали их в море для отвлечения внимания. Японцы приносили в жертву рыжего кота. На Средиземном море со стихией договаривались при помощи стакана вина.

Морские суеверия о женщинах

Всем известно утверждение о том, что дамам на судне не место. Есть два объяснения появлению суеверия: мистическое и психологическое.

Согласно первому, в средние века церковь представляла женщину как сосуд для нечистой силы. Пускать на борт черта никто не рвался.

Другое, более рациональное толкование, основано на мужской конкуренции. В длительных морских путешествиях, моряки тосковали по женской ласке. А наличие дамы могло спровоцировать конфликты, драки и даже смерть членов экипажа.

Польза от девушек, если ориентироваться на суеверия, была только на суше. Если перед отплытием любимая прикоснулась к вороту флотской формы, рейд обязательно будет удачный. Выходя из порта команде нельзя смотреть на берег, а провожающим долго наблюдать за отплытием. Жены путешественников строго соблюдают этот обычай.

Другие приметы моряков

Показывать на что-либо пальцем очень неприлично. Детей стараются отучить от этой привычки, а в процессе воспитания хороших манер у юных моряков, имеется и другая мотивация. Считается, что тыкая пальцем в облака можно рассердить богов, а они поднимут бурю или загонят кораблю на мель. Тот корабль, на который показали пальцем во время отплытия, ожидала гибель.

Несмотря на попытку Германа Мелвилла убедить нас в обратном, киты оберегались моряками. Они считались священными животными. А встреча с ними обещала неслыханную удачу, но если рандеву произошло в нетипичном месте – стоило подготовиться к проблемам в пути. Убийство кита могло навлечь беду на всю команду.

Швабра – крайне необходимый предмет не только в плане уборки, но и для проведения магических обрядов. Моряки верил, что для привлечения попутного ветра достаточно прополоскать ее за бортом. Как только примета начинала работать, инвентарь прятали до следующего раза.

Тату и души погибших в море

Татуировки — защитный амулет и знак принадлежности к особой касте одновременно. Сейчас популярны изображение якоря или судна. Но раньше все было куда интереснее.

Рисунок моря олицетворял надежду на возвращение домой. Черная кошка приносила удачу, листочки клевера выручали ирландцев. Но особо популярна была религиозная символика. Матросы делали татуировку креста на всю поверхность спины. Иногда это позволяло избежать наказания плетьми. Кто решиться бить по святому распятию?

Чайки являлись особыми представителями пернатой братии для моряков. Они – души людей, погибших в результате кораблекрушения. Пронзительные истошные крики этих птиц являются мольбой покойных о достойном погребении.

Интересные традиции на флоте

Издревле, мореходы, пред тем как отправиться в путешествие, приносили богам жертвы. У скандинавов обычай требовал окропить нос драккара кровью пленника. Но после появления на северных островах христианства, было принято решение, заменить жертвоприношение поливанием красным вином.

После бурно отгремевшей Французской революции, многие моряки отказались от веры в единого бога. Но примета осталась, и чтобы отойти от ее религиозной подоплеки, вместо вина взяли шампанское. А так как данный напиток достаточно дорогой, корабли не должны были «обидеться».

Команда, впервые пересекающая линию экватора, обязательно должна была искупаться в этот момент в океане. Тем счастливчикам, кто проделывал этот путь, запрещалось плеваться, брить бороду и переносить сапоги, перевесив их через плечо.

Несмотря на то, что носить серьгу в правом ухе – чисто английская традиция, она быстро приобрела статус интернациональной. Получить такой отличительные знак мог только тот, кто обогнул Мыс Горн. Это самая крайняя точка  Огненной земли. Там круглый год штормит, поэтому участок считается самым трудным.

Мореход с этим украшением имел право на бесплатный стакан спиртного в любом порту. Но помимо этого, серьга уберегала от профессиональных заболеваний – ревматизма и слепоты.

Тем, кто живет на суше, непонятна страсть мореплавателей к соблюдению условностей и ритуалов. Но если морские суеверия позволяют команде успешно вернуться в родной порт, то почему бы не простить им их слабости. Просто принять на веру все легенды и мифы.