Имболк — праздник весны и возрождения

Имболк — праздник весны и возрождения

Многие из старинных языческих праздников нашли отражение в современном мире. Например, населявшие Европу три тысячи лет назад кельты оставили после себя торжества начала лета, сбора урожая и нового года, кои сегодня превратились в Пасху, Хэллоуин и Рождество. Однако вследствие стремительного ослабления связи с природой один из таких дней почти утратил значение в жизни человека. Это Имболк — праздник весны и обновления природы после испытания зимней стужей.

Имболк — новая жизнь

Имболк — старинный кельтский языческий праздник, что вместе с тремя другими торжествами образует Огненный Крест Колеса Года. Цикл выглядит так:

  • 1 мая отмечают Белтейн — посвященный богу солнца и плодородия Белу праздник. В этот день во дворе сооружали Майский Куст из ветвей рябины;
  • 1 августа празднуют Лугнасад, коему покровительствует Луг — бог земледелия и ремесел. День символизирует начало осени, сбор черники и выпечку пирогов с ней;
  • 1 ноября проводят торжества в честь Самайна — окончание сбора урожая и перехода года на темную половину. День посвящается Дагде — богу Племени;
  • 2 февраля Имболк — символ порога между зимой и весной, пробуждения юной богини Бригит.

Праздник наступающей весны известен во многих странах Европы, что приводит к появлению множества версий происхождения его названия.

  • Имя Imbolc происходит от искаженного древнеирландского слова Mblec, что обозначает «молоко».
  • Некоторые исследователи связывают его с двумя словами: Imb — «очищение», и Folc — «ливень», «проливной дождь».
  • Есть версия о возникновении названия от приставки Imb — «очищение», и слова Folgaid — «омовение».
  • Наконец, имя могли составить из слов I и Mbolg, что на древнеирландском означало «в животе». И связывало Имболк с беременностью овец.

Имболк символизирует скорое окончание морозов и метелей, возрождение земли и наступление весны. После солнцеворота на Йоль день становится длиннее, озимые дают всходы, тепло рядом. Во многих странах февраль еще остается холодным и снежным месяцем, но в районах проживания кельтов климат мягче.

При изучении традиций празднования Имболка у разных народов Северной Европы выясняется, что он посвящается таким ценным для древних людей понятиям, как:

  • огонь – символ силы солнца, несет возрождение и очищение. В честь пробуждения природы праздник сопровождался разжиганием костров;
  • плодородие. Когда приступали к севу, кельты надеялись на обильный урожай. Поэтому обряды Имболка проводились ради благополучия и достатка;
  • молоко. К началу февраля приносили потомство овцы. К моменту у них лактации крестьяне в дополнение к скудным запасам получали сытное и полезное молоко;
  • домашний очаг. Без большой семьи крестьянин не справится с обработкой земли. Поэтому перед началом сева укрепляли родственные связи.

Сегодня Имболк отмечают жители Хайленда и близлежащих островов, Уэльса, Ирландии и Скандинавии, а также поклонники кельтской культуры и традиций, последователи неоязыческих учений Викка, Реккатру и Нью-Эйдж, разные оккультисты, колдуны и астрологи, реконструкторы и фанаты ролевых мероприятий.

Когда отмечают Имболк

Февраль самый суровый зимний месяц. Поэтому древние народы, чьи жизнь и благополучие зависели от милости природы, относились к нему с трепетом. В это время года охота и рыбалка практически не приносили добычи, съестные запасы заканчивались, и нужно сохранить силы для того, чтобы обработать весной землю. Это заставляло земледельцев обращать внимание на знаки приближения теплых дней: движение сока в деревьях, прилет птиц, восхождение весенних созвездий, пробуждение зимующих животных.

Но когда свирепствовал мороз, важно было справиться с отчаянием и сохранить веру в скорое наступление весны. Для этого и оказался важен Имболк, что помогал крестьянам отвлечься от тяжелой действительности и обратиться к богам с прошением об избавлении от зимних испытаний.

А еще Имболк символизировал появление новой жизни – в морозные дни начала февраля на свет появлялись ягнята, а овечки после беременности радовали молоком. С учетом быстрого истощения запасов еды и не радующей разнообразием весенней диеты оно становилось благословенным продуктом.

Перечисленные выше признаки были приблизительными – срок наступления весны зависел от региона проживания племени и капризов погоды. Поэтому исследователи предложили ряд вариантов определения даты Имболка.

  • Проще ориентироваться на календарь. Что характерно, разные источники приводят и разные даты — как первое, так и второе февраля.
  • В теплом климате обращают внимание на прорастание первых весенних цветов — подснежников, крокусов, примулы.
  • Третий способ — измерение положения солнца. На Имболк оно находится посередине между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.

Богиня Бригит — покровительница Имболка

Как праздник весны и возрождения Имболк наполнен женской энергией и силой. По традиции кельтов он проводится в честь могущественной богини Бригит — одна из немногих языческих фигур, что адаптированна христианами. Церковь признала ее как помогавшую при родах Деве Марии святую. Есть две версии того, как богиня приобретает силу в этой точке Колеса Года:

  • на Имболк завершается начавшееся на Самайн правление на земле старухи-зимы Калех. В этот день она передает посох власти юной Бригит и обращается на полгода в огромный холодный камень, что не нагревается и в жару;
  • по другой версии Калех не противостоит Бригит, это второй лик единой богини. Накануне Имболка она направляется на остров бессмертия и юности Авалон, где на рассвете пьет воду из священного источника и перерождается в деву.

Бригит считается дочерью ирландского бога Дагды — покровителя Земли и Племени. Кельты называли ее Трехликой, поскольку она благоволила трем сферам жизни.

  • Первая — Слово. Бригит — богиня правосудия и справедливости, а также помогала сказителям и поэтам.
  • Вторая — ремесло и ведение домашнего хозяйства. Бригит называли богиней ткачества, вышивания, плетения, кузнечного дела, изготовления масла и сыра.
  • Третьей называют Исцеление — и телесное, и духовное. Считалось, что в благословленных Бригит колодцах вода становилась лечебной.

В том или ином виде поклонение Бригит встречалось в религиях и верованиях всех народов Северной Европы, поэтому о ней сложено множество легенд.

  • Богиня покровительствовала домашним животным. Миф говорит, что она привезла в Ирландию двух волов — Fea и Feimhean, а также мать-свинью Triath и короля боровов Torc Triath. Эти животные должны закричать, когда страна находится в опасности.
  • По другой легенде в детстве Бригит не питалась обычной едой, мать вскормила ее молоком от белой коровы с красными ушами. Когда богиня подросла, корова осталась, чтобы сопровождать и давать ей молоко при необходимости.
  • Как богиня кузнечного огня, Бригит владела волшебным котлом. В нем она ковала пламенный меч весны, что имел форму листа. Когда появится Герой, ему понадобится оружие для защиты мира от сил зла.

Как праздновали Имболк

Имболк — один из таинственных кельтских праздников. Исследователи собрали о нем немало фольклорных материалов, но все они связаны с периодом христианства. Поэтому отделить языческие традиции от католических сложно. Однако, несмотря на смену религий, смысл Имболка не изменился — он символизирует пробуждение природы по окончании зимы, приход в мир солнца и весны. В древности этому уделяли основное внимание.

  • Перерождение требовало чистоты. Перед праздником люди убирали в доме, купались, чистили очаг, приводили в порядок животных и стойла, выбрасывали старые метлы.
  • Чтобы воздать почести Великой Матери, молоком окропляли постели и двери в жилье, с просьбой о благословении урожая выливали его в ямку у входа.
  • В канун Имболка крестьяне выпекали свежий хлеб и взбивали масло. Намазанный им ломоть оставляли на маслобойке как подношение Бригит.
  • Обеспеченные семьи приносили в жертву курицу, чтобы она унесла зло из дома. Птицу живьем закапывали возле места соединения трех ручьев или рек.
  • Кельты верили, что в дни праздника богиня шествует по земле. На ночь для угощения оставляли на пороге пирог или хлеб с маслом, сено для ее белой коровы.
  • Дом украшали белыми и желтыми лентами. Одну из них вешали у входа на улице, чтобы Бригит благословила как амулет от болезней и неприятностей.
  • В честь оберегаемого богиней огня, как символа тепла и весны, в каждой комнате дома и на подоконниках зажигали лампы или свечи.
  • Празднуя отступление зимы, отдельные народы дожигали на Имболк оставшиеся после Йоля праздничное полено и зеленые йольские украшения.
  • На ночь пол возле камина покрывали пеплом из очага. Утром на нем искали следы Бригит: метка от посоха означала благословение, а след ноги — прирост семьи.
  • Чтобы помочь богине поскорее согреть землю, старейшины носили факелы вокруг полей, обходили их по движению солнца и проводили огнем над снегом.
  • Кельты верили, что освященная богиней в ночь Имболка вода становится лечебной. Возле колодцев и источников привязывали ленты из ткани, чтобы отогнать болезни.
  • В этот день запрещались любые виды рукоделия, особенно связанные с колесом или прядением. В Ирландии и сегодня в праздник детям не дают кататься на велосипедах.
  • Имболк отмечался как праздник семьи и рода. Поэтому на него отправлялись в гости.

Символы Имболка

Главный символ Имболка — плетеный из соломы или камыша равносторонний крест. Он символизирует солнечный огонь и называется Крестом Бригит. Кельты полагали, что он защищает дом от болезней и несчастий, поэтому в праздника вешали кресты в комнатах и загонах для домашних животных. В течение года амулет впитывает в себя всю негативную энергию, а на Имболк его снимали и заменяли новым.

Использование соломы для плетения Креста Бригит основывается на поклонении магии Хлеба. На Колесе Года Имболк располагается напротив Лугнасада — праздника урожая и плодородия. Символом обоих торжеств считается одна богиня, но в двух воплощениях:

  • В августе Мать Хлеба представляется зрелой цветущей женщиной, символизирующей подаренный землей обильный урожай.
  • В феврале выглядит юной девственной богиней — она пробуждается после зимнего сна и помогает проснуться природе.

Помимо крестов, из последнего снопа собранной на Лугнасад соломы кельты плели женскую фигурку, что воплощала собой Бригит. В течение холодного периода куклу хранили в темноте на чердаке, где она якобы спала, чтобы на Имболк пробудиться и превратиться в юную деву — символ возрождающейся природы.

В это время амулетами считались любые поделки из соломы: и обычный сноп колосьев символизировал богиню. И сегодня на ярмарках в Ирландии встречаются разнообразные плетеные спирали, косички под названием «Узел возлюбленного» и сложные в изготовлении «Валлийские веера».

Предполагалось, что все эти фигурки наравне с Крестом Бригит защитят дом от темных сил и обеспечат хозяину плодородие. Поэтому при перекрытии крыши соломой мужчины подвешивали два амулета на противоположных концах один — богине, а другой — богу.

Кроме фигурок из соломы, символами торжества считались упомянутые выше свечи, что оставляли на подоконниках гореть всю ночь. Большую свечу, непременно белого цвета, зажигали в домашнем очаге или возле него: она изображала юную Невесту, призывала силу Бригит для благословения дома.

Также во славу тепла и приближающейся весны в селении и на пригорках разжигали священные костры, что горели до рассвета. Они считались материальным воплощением Солнечного Огня и символизировали перерождение мира от зимнего мрака. Факелы как носители этого пламени также сопровождали праздничные шествия.

Обряды праздника Имболк

На Имболк проводили ритуалы двух видов: первые предназначались для празднования и чествования Весны в кругу семьи, вторые предполагали участие всех жителей деревни.

Кровать невесты

Один из домашних обрядов – изготовление кровати Юной Невесты. Из колосьев последнего снопа женщины делали ложе, устилали белой шерстяной тканью, украшали лентами и яркими камешками, раковинами и семенами.

Изготовленную осенью куколку Brideog доставали с чердака, одевали в маленький плащ и укладывали на постель. В руку помещали миниатюрный прямой посох из березовой веточки белого цвета —  символ справедливости и чистоты Богини.

На ночь у кровати располагали свечу из белого воска и глиняный кувшин с молоком или кто из девушек оставался охранять покой Бригит до рассвета. Смысл ритуала — приглашение богини в дом с просьбой о пробуждении жизненной силы семян.

Женщины почтенного возраста проводили другой обряд: связывали овес или пшеницу в сноп, надевали на него женскую одежду и укладывали в корзину, что украшали яркими лентами и ранними цветами. С наступлением вечера открывали дверь в доме и произносили в темноту приглашение:

«Кровать для Бригит готова! Пусть она войдет!».

На острове Мэн аналогичную церемонию проводили с тростником — его собирали накануне праздника, чтобы сделать ковер или ложе для Богини.

Плетение пояса Бригит

Еще один ритуал, что имеет связь с плетеным поясом Бригит (Crios Bhride), он наделялся целительной силой богини — один из мужчин изготавливал таковой за 3–4 дня до Имболка из соломенной веревки. В праздник члены семьи, а в отдельных районах и все жители деревни переступали через него, чтобы переродиться и защититься от различных болезней.

Для проведения общей церемонии крестьяне составляли процессию. Впереди шли юные девы в белых платьях с распущенными волосами и несли Brídeóg — одетый в женские наряды, украшенный лентами и цветами сноп пшеницы, что ознаменовал богиню. На его груди помещали яркий камешек, стеклышко или раковину — сердце Бригит.

Также роль An Bhrídeóg играла шедшая впереди процессии девушка. Она несла в руках котел или вела за собой белую корову. Празднующие ходили от дома к дому и раздавали хозяевам крестики или другие амулеты из соломы, а взамен получали монетки, цветы и угощения.

После деревни процессия обходила поля и направлялась к открытой воде, где куклу Brídeóg купали. В конце сажали на почетное место во главе стола, откуда она наблюдала за празднованием.

Обряд камней

Ночью во многих селениях Ирландии и Уэльса совершали ритуал белых камней. На них юноши писали собственные имена, а после бросали в костер. Когда он догорал, каждый старался побыстрее отыскать кинутый камешек, а найдя — убегали прочь. Считалось, что дух того, кто не нашел собственное имя, боги избрали для принесения в жертву ради очищения и благословения деревни.

На следующее утро, еще до рассвета, женщины шли к источнику. С первыми лучами солнца они набирали сверкающую священную воду в глиняные кувшины, пили и умывались, чтобы дольше оставаться юными и красивыми, как Бригит.

Ритуалы на урожай

Также на Имболк совершались ритуалы, чтобы обеспечить урожайность предстоящего посевного сезона. В день праздника старейшины отправлялись на поле, где пахали первую борозду для хлеба. В Ирландии в феврале еще холодно для сева, поэтому обряд проводился для весеннего пробуждения земли.

Население прибрежных районов встречало Имболк по-своему. В это день рыбаки на пляжах сжигали старые веники и метлы. Считалось, что это поможет повернуть ветер в весеннюю сторону и избежать призываемых ведьмами штормов. Веники символизировали их распущенные волосы, без коих у ведьм не получится колдовать.

Приметы на Имболк

Принося жертвы богине, земледельцы просили о ниспослании знаков на близкую перемену погоды, благополучие и удачу. Поэтому в этот день любые события воспринимались как приметы:

  • по шотландским мифам на Имболк старуха-зима Калех отправляется за дровами на лето. При солнечной погоде она обращается в птицу и начинает таскать валежник, а в ненастье остается дома. И ей приходится отступить перед Весной, чтобы пережить лето без дров;
  • кельты полагали, что в канун праздника лучше воздержаться от зачатия. Но с другой стороны, считалось удачным появление на свет ребенка в феврале, поскольку зачатие произошло в благословенный Белтейн. Люди радовались, когда рождалась девочка ночью перед Имболком;
  • в поисках признаков грядущей перемены погоды к весенним оттепелям деревенские жители наблюдали не за одной погодой. Символы скорого отступления морозов они видели и в появлении медведей, барсуков и определенных змей, тех, кто пробуждался от спячки и покидали норы, невзирая на снежный покров;
  • стараясь предугадать характер погоды и урожайность на все лето, крестьяне и рыбаки во время Имболка обращали внимание на направление ветра. Предполагалось, что они будут господствовать целый год, поэтому благоприятными считались восточные и южные ветра, а угрожающими — северные и западные.

Ритуальные блюда в Имболк

После тяжелой зимы крестьянам сложно было подготовить на праздник настоящий пир, поэтому к столу подавали все, что осталось в закромах. В это время в рационе появлялось свежее овечье и козье молоко, из чего готовили сметану, сыры и прочие питательные молокопродукты — они становились главным блюдом и символом праздника. Но:

  • вместе с молочными продуктами готовили соленую или сушеную рыбу. Свежей еще не было – зимние шторма мешали вылову, а резать ради мяса овцу или стельную корову недальновидно;
  • когда оставалось с Самайна вяленое мясо, его готовили с перцем и душистыми травами, обильно сдабривали чесноком и луком для защиты от болезней. Зажиточные крестьяне резали курицу и запекали с травами и овощами;
  • подавали пироги, сушеные ягоды и фрукты, орехи, поджаренный на масле хлеб, заготовленные осенью варенья и дикий мед. Запивали все молоком со специями, глинтвейном или травяным чаем с брусникой.

Викканские ритуалы на Имболк

В неоязыческом культе Викка новый Бог появляется на свет на Йоль. К Имболку его мать, Триединая богиня приходит в себя после родов, нянчит младенца и кормит грудью. С каждым глотком молока Бог и Мать становятся сильнее, а вместе с ними просыпается природа, в мир возвращается солнце.

Опять видно определенное сходство с Бригит. Потому в честь нее для праздника надевали светлую одежду, украшали волосы белыми или золотистыми лентами, заваривали и выпивали настой ромашки для очищения организма. Подготавливают талую воду и благословенное молоко от овцы или козы: коровье используют в крайнем случае. Ритуалы выполняются самостоятельно или в группах.

  • Ритуальное очищение. Ванну украшают свежими цветами, окружают белыми или зелеными свечами, добавляют в аромалампу и воду можжевелового масла для очищения энергетического поля. После погружаются в воду, освобождают мысли от суеты и сосредоточиваются на обновлении природы. По окончании ритуала обтираются белым полотенцем.
  • Изготовления алтаря. Его делают из дуба или ивы — символов Бога и Богини. Когда под рукой дерева нет, лепят таковой из снега и накрывают желтой или белой тканью и ориентируют на север. Слева ставят атрибуты Богини — чашу, белую свечу, камешек с отверстием. Справа — Бога: красную свечу, жезл или нож, статуэтку быка. В центре помещают курильницу, а ниже — чашу для молока.
  • Обряд объединения. Используется для единения с природой и землей. Члены группы становятся в круг со свечами в руках. Жрец поджигает красную свечу Бога от костра и ставит на алтарь. Затем стоящий у алтаря зажигает от нее собственную свечу, передает огонь соседу по часовой стрелке. Так продолжается до момента, круг Огня замкнется. В конце последний участник круга своей свечой поджигает белую свечу Богини на алтаре.
  • Девятнадцать свечей. Ритуал на получение благословения Бригит, чтобы восславить ее и привлечь в жизнь положительную энергию. На земле или снегу рисуют символ солнца, после маленькие белые свечи зажигают друг от друга и ставят в знак, каждую сопровождают чествованием природы, солнца, огня, земли и воды, живых существ и Богини.
  • Призвание жизненной силы. На алтаре сооружают кроватку из соломы и трав, завязывают ленты и украшают цветами. В нее кладут тряпичную куклу как символ Богини и окружают семенами, травой, белыми лентами. Позади ставят большую белую свечу, а впереди — поднос с глиняной чашей с молоком, блюдце с медом и тарелку с кусочком льда. Ложе окружают розовыми свечами, а затем задувают их, кладут кукле монеты или цветы, одновременно восславляют землю, огонь, весну и все живое.
  • Вдохновения. Находят тихую полянку в укромном месте. В центре раскапывают снег и сажают в землю семена. Зажигают белую свечу и смотрят на огонь и представляют в мыслях собственные планы и желания. Когда свеча горит, ассоциируют мечты с посаженными семенами и думают, что они реализуются, как прорастут и наберутся силы растения.
  • На благополучие. Потребуется миска или чаша из глины, дерева, еще используют серебряную. Наполняют живым молоком и обходят дом по часовой стрелке. В каждой комнате молоко капают с пальца на пол, произносят ритуальное заклинание. После зажигают свечу, а по окончании обхода оставшееся молоко используют для других целей:
    • молоко капают на алтарь и наливают в стоящий на нем стакан. Его выносят из дома на следующее утро;
    • вторую часть наливают в мисочку духу — хранителю очага. Ставят в угол вместе со свечкой, а выносят через неделю;
    • третью порцию раздают членам семьи, чтобы активизировать жизненные силы и перестроить организмы на весенний лад;
    • оставшееся молоко выливают на землю у порога собственного дома, просят Мать Бригит принести обильный урожай.
  • Обряд исполнения желаний. В хрустальную вазу до половины наливают талую воду, а в глиняную чашу — молока. Зажженную свечу ставят возле вазы и сосредотачиваются на желании. По готовности отпускают во вселенную, одновременно выливают молоко в емкость с водой. Затем эту смесь выплескивают на землю с просьбой к Богине осуществить эту мечту.

Современное празднование Имболка

Имболк – священный день для жителей европейских стран и последователей различных оккультных религий. Но и когда человек не входит ни в одну из этих категорий, возможно отметить старинный праздник с пользой.

  • Поскольку Имболк считается торжеством чистоты и перерождения, приводят дом в порядок, перестирывают все вещи, вытирают пыль и моют полы.
  • Очищают себя — устраивают баню с травами или принимают ванну с отварами, солью или маслом из можжевельника.
  • Квартиру украшают еловыми веточками и лентами золотистого и белого цвета. Одну из лент на ночь прикрепляют за дверью для Бригит.
  • На подоконник с вечера ставится чашу с талой водой и горящая свеча до утра.
  • Готовятся традиционные блюда из зерна и свежего фермерского молока.
  • На подоконнике из коробки делают подобие кровати Бригит. Из белой ткани, лент, а внутрь кладут тряпичную куколку.
  • Оставляют в дальнем углу блинчик и молоко в блюдечке для домового, а также выставляют угощение за дверь для духов.
  • В частном доме или на даче выйдите на поляну или в огород, зажгите свечу и обойдите с ней участок по ходу солнца, чтобы призвать тепло и урожай.

Заключение

Современные люди не верят в домовых и духов природы, скептически относятся к божествам и их могуществу. Миром правят деньги, а потому священные или ужасные ритуалы прошлого превратились в очередной источник заработка. Однако при желании в определенные дни и ночи все еще возможно почувствовать силу древней магии и ощутить связь с подлинной Матерью человечества — Землей.