Театральные суеверия
Артисты самые суеверные люди. Создавая волшебство на сцене, они с пиететом относятся к нему в обычной жизни. Театральные суеверия настолько сильны, что актер откажется исполнять роль, когда о ней идет дурная слава. А на определенные пьесы наложили негласное клеймо «неудачных». Но обо всем по порядку.
Приметы о театре для актеров и зрителей
Всех, кто приближается к театру со стороны черного входа, то они больше, чем просто театралы, обязательно посвящают в таинства внутреннего распорядка. Вместе с тривиальными рекомендациями, звучат и мистические.
Когда рассеянный или неуклюжий артист роняет листы с текстом на репетиции – спектакль не будет успешным. Нейтрализовать примету просто. Надо сесть на разбросанные фрагменты сценария. Оступиться и упасть (в разрез задумке режиссера) – знак, что сегодня актеру лучше не выступать. Последнюю строчку пьесы (мораль или логический вывод) не произносят во время прогона спектакля.
Во многих театрах есть живые талисманы – кошки. Выход хвостатой во время репетиции на сцену принесет спектаклю успех. Но это в Великобритании. А в России наоборот.
Комната, где гримируют актеров, – особенное место. При входе в нее обязательно переступают порог левой ногой. А на сцену начинаются подниматься с правой. Плакаты или афиши на дверь не вешают. Картинки спугнут удачу, да и просто отвлекают от процесса. Нумерация комнат тоже подверглась корректировке благодаря суевериям. Тринадцатую гримерку найти не удастся.
Не заглядывайте в зеркало гримирующемуся человеку. Дурная примета из возможных в театральной среде. Патологическую аккуратность артистов обеспечивает уверенность в том, что рассыпанная пудра или белила на столе принесет несчастье.
Премьеры не назначаются на пятницу, а за пожелание удачи, обидятся. Лучше сказать: «Ни пуха, ни пера».
Особые ритуалы есть в процессе «мнимой смерти» на сцене. Чтобы этого не произошло в реальности, актер кладет в гроб бутылку крепкого алкогольного напитка, а после спектакля презентует друзьям и коллегам. Они выпивают «за его здоровье».
Несчастливые пьесы
На первом месте среди спектаклей под табу располагается шекспировский «Макбет». Эта мистическая пьеса о власти и предательстве имеет настолько сильную энергетику, что обязательно следует несчастья. Арии из нее просто исполнять не рекомендуется. Чтоб не провоцировать нечистую силу.
Почетное серебро получает произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», а последними на подиум заходят Николай Васильевич Гоголь и его «Вий». Дьявольщина, что происходит на сцене, магическим образом переходит в жизнь актеров.
Есть список «отказных» ролей. В него входили такие персонажи, как Борис из пьесы «Гроза» Островского и Нелькин из «Свадьбы Кречинского».
Среди детских постановок отрицательной славой среди артистов пользуются «Робин Гуд» и «Дети в лесу». А вот сыграть главную роль в «Золушке» – верная примета к удачной карьере.
О костюмах, обуви и реквизите
В спектаклях не используют живых цветов, только бутафория. С чем связываю запрет, понять сложно, но в примету верят и строго соблюдают.
Скрипящая обувь на премьере обеспечивает актеру успех в этой роли. А поставить затяжку на новом костюме в день первого спектакля – к провалу. Поэтому артист уходит за кулисы и повторно выходит на сцену. Модельеры и художники стараются избегать (насколько это возможно) использовать желтый цвет в постановке. Он приносит несчастья.
Во время переодеваний актеры все надевают сначала на правую сторону. Когда расслабишься и сначала просунешь левую руку или ногу в костюм, обязательно забудешь слова.
Талисманы актеров и невероятные театральные приметы
Хорошая примета – обнаружить на сцене гвоздь. Считается, что тогда артист окажется востребованным, а талант раскроется в полную силу. В этот знак верил Лучано Паваротти. Но талисман он не нашел, а получил в подарок от мамы. Галина Вишневская перед каждой репетицией приветствовала сцену, а актриса Елена Образцова приносила игрушку в виде собачки, что назвала Боб.
В Московский художественный академический театр (МХАТ) и театр Вахтангова не пускают актеров с семечками за кулисы – дурной знак. Аналогичные суеверия встречаются в «Ленкоме» и «Малом театре». Категорически запрещается свистеть. Работники театра Шевченко соблюдают ритуал. Перед выходом на сцену дотрагиваются до кулисы. Это к удаче.
Чудной и интересный народ эти артисты. Театральные суеверия имеют долгую историю, свято соблюдаются и приумножаются.